Организация питания в образовательной организации
Условия питания и охраны здоровья обучающихся
Питание организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем ДОУ, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в ДОУ.
Настоящее примерное цикличное меню разработано для дошкольного образовательного учреждения № 247 для детей в возрасте с 1,5 до 7 лет с целью обеспечения в пищевых веществах и энергии с учетом физиологических потребностей и с учетом их возраста.
При составлении меню учтены национальные и территориальные особенности питания населения.
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей возрастных групп (с учетом тепловой обработки)
Показатели (в сутки) |
От 1,5 лет до 3 лет |
3-7 лет |
|
1 |
Энергия (ккал) |
1400 |
1800 |
2 |
Белок, г |
42 |
54 |
3 |
Жиры, г |
47 |
60 |
4 |
Углеводы, г |
203 |
261 |
Рекомендуемые суточный наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (г, мл, на 1 ребенка/сутки)
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов |
Количество продуктов в зависимости от возраста детей |
|||
в г, мл, брутто2 |
в г, мл, нетто |
|||
1-3 лет |
3-7 лет |
1-3 лет |
3-7 лет |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Молоко и кисломолочные продукты с |
390 |
450 |
390 |
450 |
Творог, творожные изделия с м.д.ж. не |
30 |
40 |
30 |
40 |
Сметана с м.д.ж. не более 15% |
9 |
11 |
9 |
11 |
Сыр твердый |
4,3 |
6,4 |
4 |
6 |
Мясо (бескостное/на кости) |
55/68 |
60,5/75 |
50 |
55 |
Птица (куры 1 кат. потр./цыплята- |
23/23/22 |
27/27/26 |
20 |
24 |
Рыба (филе), в т.ч. филе слабо- или |
34 |
39 |
32 |
37 |
Колбасные изделия |
- |
7 |
- |
6,9 |
Яйцо куриное столовое |
0,5 шт. |
0,6 шт. |
20 |
24 |
Картофель: с 01.09 по 31.10 |
160 |
187 |
120 |
140 |
с 31.10 по 31.12 |
172 |
200 |
120 |
140 |
с 31.12 по 28.02 |
185 |
215 |
120 |
140 |
с 29.02 по 01.09 |
200 |
234 |
120 |
140 |
Овощи, зелень |
256 |
325 |
205 |
260 |
Фрукты (плоды) свежие |
108 |
114 |
95 |
100 |
Фрукты (плоды) сухие |
9 |
11 |
9 |
11 |
Соки фруктовые (овощные) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Напитки витаминизированные (готовый |
- |
50 |
- |
50 |
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) |
40 |
50 |
40 |
50 |
Хлеб пшеничный или хлеб зерновой |
60 |
80 |
60 |
80 |
Крупы (злаки), бобовые |
30 |
43 |
30 |
43 |
Макаронные изделия |
8 |
12 |
8 |
12 |
Мука пшеничная хлебопекарная |
25 |
29 |
25 |
29 |
Масло коровье сладкосливочное |
18 |
21 |
18 |
21 |
Масло растительное |
9 |
11 |
9 |
11 |
Кондитерские изделия |
7 |
20 |
7 |
20 |
Чай, включая фиточай |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
Какао-порошок |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
Кофейный напиток |
1,0 |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
Сахар |
37 |
47 |
37 |
47 |
Дрожжи хлебопекарные |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
Мука картофельная (крахмал) |
2 |
3 |
2 |
3 |
Соль пищевая поваренная |
4 |
6 |
4 |
6 |
Хим. состав (без учета т/о) |
||||
Белок, г |
59 |
73 |
||
Жир, г |
56 |
69 |
||
Углеводы, г |
215 |
275 |
||
Энергетическая ценность, ккал |
1560 |
1963 |
Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в %
Для детей с дневным пребыванием 12 часов |
Завтрак 20-25% |
2 завтрак 5% |
Обед 30-35% |
Уплотненный полдник 30-35% |
Ужин 20-25% |
В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи - второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Фактический рацион питания соответствует утвержденному примерному меню. Завтрак состоит из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. В обед включен (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). В полдник напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. В ужин включены рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.
Суммарные объемы блюд по приемам пищи (в граммах)
Возраст детей |
Завтрак |
Обед |
Полдник |
Ужин |
от 1 года до 3-х лет |
350 - 450 |
450 - 550 |
200 - 250 |
400 - 500 |
от 3-х до 7-ми лет |
400 - 550 |
600 - 800 |
250 - 350 |
450 - 600 |
В ДОУ примерным меню предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю.
При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания разрешается проводить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов по белкам и углеводам.
Таблица замены продуктов по белкам и углеводам
Наименование продуктов |
Количество (нетто, г) |
Химический состав |
Добавить к суточному рациону или исключить |
||
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
|||
Замена хлеба (по белкам и углеводам) |
|||||
Хлеб пшеничный |
100 |
7,6 |
0,9 |
49,7 |
|
Хлеб ржаной простой |
150 |
8,3 |
1,5 |
48,1 |
|
Мука пшеничная 1 сорт |
70 |
7,4 |
0,8 |
48,2 |
|
Макароны, вермишель |
70 |
7,5 |
0,9 |
48,7 |
|
Крупа манная |
70 |
7,9 |
0,5 |
50,1 |
|
Замена картофеля (по углеводам) |
|||||
Картофель |
100 |
2,0 |
0,4 |
17,3 |
|
Свекла |
190 |
2,9 |
- |
17,3 |
|
Морковь |
240 |
3,1 |
0,2 |
17,0 |
|
Капуста белокочанная |
370 |
6,7 |
0,4 |
17,4 |
|
Макароны, вермишель |
25 |
2,7 |
0,3 |
17,4 |
|
Крупа манная |
25 |
2,8 |
0,2 |
17,9 |
|
Хлеб пшеничный |
35 |
2,7 |
0,3 |
17,4 |
|
Хлеб ржаной простой |
55 |
3,1 |
0,6 |
17,6 |
|
Замена свежих яблок (по углеводам) |
|||||
Яблоки свежие |
100 |
0,4 |
- |
9,8 |
|
Яблоки сушеные |
15 |
0,5 |
- |
9,7 |
|
Курага ( без косточек) |
15 |
0,8 |
- |
8,3 |
|
Чернослив |
15 |
0,3 |
- |
8,7 |
|
Замена молока (по белку) |
|||||
Молоко |
100 |
2,8 |
3,2 |
4,7 |
|
Творог полужирный |
20 |
3,3 |
1,8 |
0,3 |
|
Творог жирный |
20 |
2,8 |
3,6 |
0,6 |
|
Сыр |
10 |
2,7 |
2,7 |
- |
|
Говядина (1 кат.) |
15 |
2,8 |
2,1 |
- |
|
Говядина (2 кат.) |
15 |
3,0 |
1,2 |
- |
|
Рыба (филе трески) |
20 |
3,2 |
0,1 |
- |
|
Замена мяса (по белку) |
|||||
Говядина (1 кат.) |
100 |
18,6 |
14,0 |
||
Говядина (2 кат.) |
90 |
18,0 |
7,5 |
Масло +6 г |
|
Творог полужирный |
110 |
18,3 |
9,9 |
Масло +4 г |
|
Творог жирный |
130 |
18,2 |
23,4 |
3,7 |
Масло -9 г |
Рыба (филе трески) |
120 |
19,2 |
0,7 |
- |
Масло +13 г |
Яйцо |
145 |
18,4 |
16,7 |
1,0 |
|
Замена рыбы (по белку) |
|||||
Рыба (филе трески) |
100 |
16,0 |
0,6 |
1,3 |
|
Говядина 1 кат. |
85 |
15,8 |
11,9 |
- |
Масло -11г |
Говядина 2 кат. |
80 |
16,0 |
6,6 |
- |
Масло -6 г |
Творог полужирный |
100 |
16,7 |
9,0 |
1,3 |
Масло -8 г |
Творог жирный |
115 |
16,1 |
20,7 |
3,3 |
Масло -20 г |
Яйцо |
125 |
15,9 |
14,4 |
0,9 |
Масло -13г |
Замена творога |
|||||
Творог полужирный |
100 |
16,7 |
9,0 |
1,3 |
|
Говядина 1 кат. |
90 |
16,7 |
12,6 |
- |
Масло -3г. |
Говядина 2 кат. |
85 |
17,0 |
7,5 |
- |
|
Рыба (филе трески) |
100 |
16,0 |
0,6 |
- |
Масло +9 г |
Яйцо |
130 |
16,5 |
15,0 |
0,9 |
Масло -5г |
Замена яйца (по белку) |
|||||
Яйцо 1 шт. |
40 |
5,1 |
4,6 |
0,3 |
|
Творог полужирный |
30 |
5,0 |
2,7 |
0,4 |
|
Творог жирный |
35 |
4,9 |
6,3 |
1,0 |
|
Сыр |
20 |
5,4 |
5,5 |
- |
|
Говядина 1 кат. |
30 |
5,6 |
4,2 |
- |
|
Говядина 2 кат. |
25 |
5,0 |
2,1 |
- |
|
Рыба (филе трески) |
35 |
5,6 |
0,7 |
- |
При отсутствии свежих овощей и фруктов возможна их замена в меню на соки, быстрозамороженные овощи и фрукты. Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы групп. Режим питания детей по отдельным приемам пищи, в зависимости от их времени пребывания в ДОУ, представлен в таблице.
Режим питания детей
Время приема пищи |
Режим питания детей в группах с 11-12 часовым пребыванием детей |
800-850 |
Завтрак |
1000-1025 (рекомендуемый) |
Второй завтрак |
1200-1300 |
Обед |
1600-1635 |
Уплотненный полдник |
1800 -1900 |
Ужин |
Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в ДОУ и дома родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню на стендах.
В плане инспекционного контроля заведующего ежемесячно планируется комплексная проверка по теме «Организация питания», в тематическом контроле руководителя обязательно присутствуют вопросы по деятельности служб, связанных с обеспечением качественного питания в ДОУ. Организацию питания детей в группах также контролирует заместитель по учебно-воспитательной работе.
Регулярно проводится бракераж готовой продукции с оценкой вкусовых качеств, медицинский контроль за условиями хранения продуктов и сроками их реализации, санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды. Медицинская сестра систематически контролирует приготовление пищи, объем продуктов, время закладки продуктов в котел, раздачу пищи по группам и в группах, а также качество приготовления пищи.
Условия охраны здоровья
Охрану физического здоровья воспитанников в МБДОУ осуществляет медицинская сестра, педиатр и врачи узких специальностей поликлиники № 5.
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ строится на основе нормативно-правовых документов с учетом результатов мониторинга состояния здоровья воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонения в их здоровье. Организация охраны здоровья воспитанников в детском саду включает:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания воспитанников;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
- организацию и создание условий для пропаганды детей и родителей профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в организации;
- профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в организации;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В МБДОУ для осуществления охраны здоровья имеются: процедурный кабинет, кабинет врача, изолятор на случай заболевания ребенка (до прихода родителей (законных представителей).
Для реализации образовательной программы в ДОУ созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечиваются:
- текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
Организация медико-педагогического обслуживания носит системный характер и осуществляется в соответствии с планом учреждения.
Медицинским персоналом своевременно даются рекомендации для каждого ребенка. Устанавливается щадящий режим, закаливание, двигательная активность при согласовании с родителями. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети берутся на учет, с последующими оздоровительными мероприятиями. Медицинские работники проводят оценку физического развития детей с определением групп здоровья. Общие санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.
Достаточное внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе в группах. В режиме дня проводятся ежедневно утренняя, гигиеническая гимнастики, подвижные игры, здоровье сберегающие гимнастики, занятия физкультурно – оздоровительного цикла, спортивные праздники и развлечения, закаливающие упражнения и процедуры– упражнения в постели после сна, профилактические упражнения, релаксационные упражнения, что укрепляет и развивает опорно-двигательный аппарат ребенка, улучшает кроволимфообразования, углубляет дыхание, повышает пищеварение, улучшает обмен веществ.
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации питания в детском саду
Юридические лица и Индивидуальные предприниматели не оказывают услуги по организации питания в МБДОУ № 247.Организации и индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевые продукты в детский сад
Юридические лица и индивидуальные предприниматели | Реалицующие продукты |
СПоК "Мяско" | Говяжья печень |
ООО "Нива" | Молочные продукты |
ООО "Емельяновские вкусняшки" |
Мясо говядины на кости Кальмары свежемороженные |
ООО "Сибопторгцентр" |
Бакалея Крупы Зелень |
ООО "Лидер" | Свежие фрукты |
КСКПК "Агрофедерация" | Овощи |
СПК "Весна плюс" | Хлеб |
ИП Вангер Вячеслав Райнгольдович |
Молоко Масло подсолнечное яйцо |
ООО ТФ "Практика" | Молоко, масло подсолнечное, яйцо |
ООО "КОНС" |
Консервы, консервы рыбные (сайра), Рыба свежемороженая Мясо птицы, феле птицы Мясо говядины (мякоть) |
ИП Круглова Ольга Владимировна |
Крупы, мука, сахар свежемороженые ягоды, изюм |
Форма обратной связи для родителей и ответы на вопросы по питанию
Рекомендации по организации здорового питания
Рекомендации по организации здорового питания детей.
1. Здоровое питание - питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах здорового питания, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений.
Принципами здорового питания являются основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижению риска развития заболеваний и включают в себя: - соответствие энергетической ценности ежедневного рациона энергозатратам; - соответствие химического состава ежедневного рациона физиологическим потребностям ребенка в макронутриентах (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества); - наличие в составе ежедневного рациона пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров, простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами; - обеспечение максимально разнообразного здорового питания и оптимального его режима; - применение технологической и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающих сохранность их исходной пищевой ценности; - обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов (готовых блюд); - исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов.
Здоровое питание предусматривает профилактику патологических пищевых привычек (избыточный по калорийности ужин, чрезмерное потребление соли и сахара, легких углеводов, предпочтение продукции с высоким содержанием сахара (кондитерские изделия, сладкие выпечка и напитки), жира (колбасные изделия и сосиски, бутерброды), продолжительные перерывы между основными приемами пищи.
Здоровое питание направлено на снижение рисков формирования патологии желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, снижение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и избыточной массы тела.
2. Формирование у детей культуры правильного питания.
При приеме пищи дети не должны спешить. При быстрой еде пища плохо измельчается, недостаточно обрабатывается слюной, что ведет к повышенной нагрузке на слизистую желудка. В результате ухудшается перевариваемость и усвояемость пищи. Торопливая еда формирует у детей патологический стереотип поведения.
3. Энергетическая ценность рациона питания должна удовлетворять энергозатраты ребенка, биологическая ценность - физиологическую потребность.
В меню предусматривается рациональное распределение суточной калорийности по приемам пищи:
- на завтрак приходится 20% калорийности суточного рациона;
- на второй завтрак (если он есть) - 5%;
- на обед - 35%;
- на полдник - 15%;
- на ужин - 25%;
4. Питание должно быть сбалансированным и разнообразным. Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня и двух смежных дней.
5. Роль и значение питания.
Рациональное питание обеспечивает хорошее физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость по отношению к инфекционным заболеваниям, улучшает работоспособность и выносливость.
Питание должно покрывать не только затраты, происходящие в процессе жизни, но и обеспечить правильный рост и развитие ребенка.
Всякие нарушения в питании как количественные, так и, особенно, качественные отрицательно влияют на здоровье детей. Особенно вредны для детского организма нарушения в питании в период наиболее интенсивного роста ребенка.
Питание ребенка необходимо построить с учетом того, чтобы он получал с пищей все вещества, которые входят в состав его тканей и органов (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду). Особенно большое значение имеет белок.
Белок является пластическим материалом, входит в состав всех органов и тканей, поддерживает нормальное состояние иммунитета, играет исключительно важную роль в функциональных процессах организма.
Белки содержатся как в животных, так и растительных продуктах (крупе, муке, хлебе, картофеле). Наиболее полноценны белки животного происхождения, содержащиеся в мясе, рыбе, яйце, твороге, молоке, сыре, так как они содержат жизненно необходимые аминокислоты. Недостаток белка в питании ведет к задержке роста и развития ребенка, снижается сопротивляемость к различным внешним воздействиям.
Жиры также входят в состав органов и тканей человека, они необходимы для покрытия энерготрат, участвуют в теплорегуляции, обеспечивают нормальное состояние иммунитета.
Наличие жира в рационе делает пищу вкуснее и дает более длительное чувство насыщения.
Наиболее ценны молочные жиры (масло сливочное, жир молока), которые содержат витамины А и Д. В питании детей должно также содержаться и растительное масло -источник биологически важных ненасыщенных жирных кислот. Жир говяжий, особенно бараний, имеют высокую точку плавления, поэтому трудно перевариваются.
Углеводы - главный источник энергии в организме. Они участвуют в обмене веществ, способствуют правильному использованию белка и жира.
Углеводы содержатся в хлебе, крупах, картофеле, овощах, ягодах, фруктах, сахаре, сладостях. Избыток в питании хлеба, мучных и крупяных изделий, сладостей приводит к повышенному содержанию в рационе углеводов, что нарушает правильное соотношение между белками, жирами и углеводами.Минеральные вещества принимают участие во всех обменных процессах организма (кровотворении, пищеварении и т.д.). Минеральные соли содержатся во всех продуктах (мясе, рыбе, молоке, яйце, картофеле, овощах и др.). Особенно важно обеспечить растущий организм солями кальция и фосфора, которые входят в состав костной ткани. Соли кальция необходимы для работы сердца и мускулатуры. Некоторые фосфорные соединения входят в состав нервной ткани. Основным полноценным источником кальция является молоко. Много кальция в овощах и корнеплодах, но кальций, содержащийся в растительных продуктах, хуже усваивается. Фосфор широко распространен в природе, содержится в муке, крупах, картофеле, яйце, мясе.
Железо входит в состав гемоглобина, способствует переносу кислорода в ткани, оно содержится в говядине, печени, желтке яйца, зелени (шпинат, салат, петрушка и др.), помидорах, ягодах, яблоках.
Соли натрия и калия служат регуляторами воды в тканях. Калий регулирует выделение ее через почки. Калий содержится в картофеле, капусте, моркови, черносливе и др. продуктах.
Некоторые минеральные вещества необходимы организму в очень малых количествах (кобальт, медь, йод, марганец, фтор), их называют микроэлементами. Они также необходимы для правильной жизнедеятельности организма. Медь, кобальт стимулируют кровотворение. Фтор, марганец входят в состав костной ткани, в частности, зубов. Магний имеет большое значение для мышечной системы, особенно мышцы сердца. Йод регулирует функцию щитовидной железы.
Очень большое значение имеет содержание в питании ребенка необходимого количества витаминов. Витамины способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах и должны входить в рацион в определенных количествах.
Витамин А имеет большое значение для растущего организма. Данный витамин повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, необходим для нормальной функции органов зрения, для роста и размножения клеток организма. При его отсутствии замедляется рост, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость особенно верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А в чистом виде содержится в сливочном масле, сливках, молоке, икре, рыбьем жире, сельди, яичном желтке, печени. Также витамин А может образовываться в организме из провитамина-каротина, который содержится в растительных продуктах (моркови - красной, томате, шпинате, щавеле, зеленом луке, салате, шиповнике, хурме, абрикосах и др.).
Витамин Д участвует в минеральном обмене, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях, тесно связан с иммуно-реактивным состоянием организма.
Содержится в печени рыб и животных, сельди, желтке яйца, сливочном масле, рыбьем жире.
Витамины группы В. Витамин В1 - тиамин принимает участие в белковом и углеводном обмене. При недостатке его в питании наблюдаются нарушения со стороны нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость). Витамин В1 содержится в хлебе грубого помола (ржаном, пшеничном), горохе, фасоли, овсяной и гречневой крупах, в мясе, яйце, молоке.
Витамин В2 - рибофлавин связан с белковым и жировым обменом, имеет большое значение для нормальной функции нервной системы, желудочно-кишечного тракта. При недостатке его в рационе нарушается всасывание жировых веществ, возникают кожные заболевания, появляются стоматиты, трещины в углах рта, нарушается деятельность центральной нервной системы (быстрая утомляемость). Витамин В2 содержится в молоке, яйце, печени, мясе, овощах.
Витамин РР - никотиновая кислота участвует в обменных процессах. Данный витамин содержится во многих продуктах, поэтому при разнообразном ассортименте продуктов рацион содержит достаточное количество витамина PP. Основным источником данного витамина являются ржаной и пшеничный хлеб, томат, картофель, морковь, капуста. Также витамин РР содержится в мясе, рыбе, молоке, яйце.
Витамин С - аскорбиновая кислота предохраняет от заболеваний и повышает сопротивляемость детей к инфекционным заболеваниям, участвует во всех обменных процессах. При недостатке витамина С повышается восприимчивость к различным заболеваниям, падает работоспособность. Витамин С широко распространен в природе: содержится в зелени, овощах, ягодах, фруктах. Источником этого витамина является картофель, капуста, но так как витамин С разрушается кислородом воздуха, особенно при нагревании, легко растворяется в воде, то для сохранения витамина С в пище очень большое значение имеет кулинарная обработка.
Вода входит в состав всех органов и тканей человеческого тела. Она составляет главную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде, в рацион ребенка нужно включать первые блюда, напитки (чай, молоко, кисель, компот, суп и т.п.).
Для правильного использования пищи большое значение имеют ее вкусовые качества, разнообразие меню.
Для повышения вкусовых качеств пищи можно в небольших количествах использовать зелень и др. приправы (петрушку, укроп, лук, ревень). Жгучие, острые и пряные приправы раздражают слизистую желудочно-кишечного тракта (перец, горчица, хрен и т.п.), что приводит к развитию заболеваний. Приправы увеличивают аппетит, что затрудняет контроль за пищевым поведением, приводит к избыточному потреблению пищи.
Для того, чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразной, безопасной, правильно и вкусно приготовленной, - только такую пищу ребенок съедает с удовольствием, т.е. с аппетитом. Аппетит зависит и от режима питания.
Режим питания предусматривает определенные часы приема пищи и интервалы между ними, количественное и качественное распределение ее в течение дня.
Если ребенок приучен есть в определенное время, то к этому времени начинается выделение пищеварительных соков, "рефлекс на время". Поэтому дети должны получать питание в точно установленные часы. При запаздывании с принятием пищи налаженная работа пищеварительных желез расстраивается, выделение пищеварительного сока снижается и постепенно развивается анорексия (понижение аппетита). Наблюдения ученых показали, что при правильно построенном питании пища покидает желудок в среднем через 3,5-4 часа.
Следовательно, интервалы между приемами пищи должны соответствовать этому времени.
6. Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома - завтрак с учетом времени и объема блюд, предлагаемых на завтрак в общеобразовательной организации.
7. При приготовлении пищи дома рекомендуется: Контролировать потребление жира: - исключать жареные блюда, приготовление во фритюре; - не использовать дополнительный жир при приготовлении; - ограничивать употребление колбасных изделий, мясных копченостей, особенно с видимым жиром - они содержат большое количество животного жира и мало белка; - использовать в питании нежирные сорта рыбы, снимать шкуру с птицы, применять нежирные сорта мяса, молока и молочных продуктов, при этом предпочтение отдавать продуктам с более низким содержанием жирности.
Контролировать потребление сахара: - основные источники сахара: варенье, шоколад, конфеты, кондитерские изделия, сладкие газированные напитки; - сладкие блюда, с большим содержанием сахара необходимо принимать ограниченно, в связи с вредным влиянием на обмен веществ, риск возникновения пищевой аллергии и избыточного веса, а также нарушения работы желудочно-кишечного тракта.
Контролировать потребление соли: - норма потребления соли составляет 3-5 г в сутки в готовых блюдах; - избыточное потребление соли приводит к задержке жидкости в организме, повышению артериального давления, отекам; - основные правила употребления соли: готовьте без соли, солите готовое блюдо перед употреблением, используйте соль с пониженным содержанием натрия, ограничивайте употребление мясных копченостей.
Выбирать правильные способы кулинарной обработки пищи: - предпочтительно: приготовление на пару, отваривание, запекание, тушение, припускание.
8. С учетом возраста обучающихся должны быть соблюдены требования по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах. Данную информацию можно найти приложении № 7 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
9. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и в соответствии с принципами щадящего питания, санитарными правилами утвержден перечень запрещенных продуктов питания.
Полный перечень запрещенной пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей указан в приложении №6 СанПин 2.3/2.4.3590-20.